"Артикуляционная гимнастика - 2019". Информация к размышлению.

01.10.2022 13:00

Разрешите представить Вам концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы по теме «Игровая терапия как средство коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

        В юмористическом рассказе Виктора Драгунского «Заколдованная буква» Аленка, Мишка и Дениска спорят о том, как правильно говорить: «сыски», «хыхки» или «фыфки»? Аленка говорит друзьям, что она хочет сказать «сыски», а у нее получается «сыски» из-за того, что зуб вывалился и «свистит». Мальчики же высмеивают её: «Девчонке, 5 лет, скоро замуж выходить, а она «сыски». Мишка поясняет, что у него уже целых три зуба «вывалилось», но он всё равно правильно говорит: «хыхки». И только Дениска, наблюдая за их диалогом, который закончился слезами, понимает, что они оба не правы, надо говорить коротко и ясно «фыфки»! Здесь Виктор Юзефович уже в 1957 г. видел  проблему неправильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. И в настоящее время процент дошкольников с речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Диалог детей с «заколдованной буквой» гласит о том, что Виктор Юзефович, как  родитель, в первую очередь обращает внимание именно на звукопроизношение. А неправильное произношение звуков чревато быть не понятым и еще хуже, высмеянным.

Как учитель-логопед, отмечу, что из-за дефектного звукопроизношения страдает в целом развитие всех компонентов речи.  Работая в разных направлениях речевого развития: обогащения лексики, усовершенствования грамматического строя речи и развития связной речи, я могу сделать вывод, что коррекционная работа над правильным звукопроизношением – это основная моя цель. Если будут «чистые» звуки, то и дальше ребенку легче развиваться. А вот поставить дефектный звук может только учитель-логопед.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Движения языком, губами, челюстью, являются первым этапом в развитии речи ребёнка.

        Часто у детей с нарушением речи подвижность языка и объем артикуляции ограничен. Для развития движений артикуляции необходимых для постановки звуков, учителя-логопеды подбирают специальные комплексы упражнений, называемые артикуляционной гимнастикой.

 Еще Татьяна Борисовна Филичева отмечала, что упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые, требуются для постановки каждого конкретного звука.

        Что такое «артикуляционная гимнастика» и её основную цель, Вы, можете увидеть на слайде.        

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференциальности движений органов, участвующих в речевом процессе.  

        Цель артикуляционных упражнений – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

        Гимнастика проводится эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название. Названия каждого упражнения условные, но очень важно, чтобы дети их запомнили. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес  к упражнению. Во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

—————

Назад